Дворцовые тайны. Мраморный дворец
Какие тайны хранит Дворцовая набережная?
Сегодня мы отправимся в Мраморный дворец и поговорим о личных и семейных драмах его обитателей.
Как закончил жизнь блистательный фаворит Екатерины II?
Как в Петербурге очутился король-изгнанник, и что случилось с его троном?
Почему сына Павла I бросила жена?
Как случилось, что великий князь обокрал собственную семью?
Скажете, похоже на заголовки бульварных газет? А ведь это страницы нашей истории. И у них имеется молчаливый свидетель – один из самых роскошных дворцов Петербурга.
Мраморный дворец в Петербурге на Миллионной улице – одно из самых необычных зданий нашего города, и, к сожалению, одно из самых недооцененных. Далеко не все петербуржцы здесь бывали, да и гости города часто не догадываются, что внутри находится музей.

А ведь этот дворец уже давно реставрируется, там восстановлено много интерьеров, и у него очень интересная, я бы даже сказала, захватывающая и драматичная дореволюционная история. Вот о ней мы с вами и поговорим.

Но я сегодня буду рассказывать в первую очередь не о строительстве и не об архитектуре. Мы вспомним о судьбах людей – владельцев и обитателей Мраморного дворца.

История 1.
Подарок фавориту
Мраморный дворец – это подарок Екатерины II фавориту Григорию Орлову. Так она решила его отблагодарить за верную службу. Ведь граф Орлов был не просто любовником Екатерины. В своё время именно он сыграл большую роль в российской политике. Орлов с братьями помог Екатерине совершить дворцовый переворот, чтобы занять престол.

Этот переворот произошел летом 1762 года. И уже через шесть лет Екатерина II позвала к себе архитектора Антонио Ринальди и приказала ему начать работу над новым проектом. В 1768 году Мраморный дворец был заложен.
Екатерина не жалела денег на эту резиденцию, здесь даже оконные переплёты были сделаны бронзовыми и позолоченными. Более того, Мраморный дворец стал первым петербургским зданием, которое было не оштукатурено, а облицовано природным камнем, отсюда и его название. В его отделке использовали тридцать два сорта мрамора. Причем, мрамор этот везли не только из Италии, но и с Урала, с Алтая, с Ладоги.

Екатерина II в конце своего правления говорила: «Петербург был деревянным, а я оставляю его каменным
Григорий Орлов тоже отблагодарил императрицу, сделав ей ответный подарок – он преподнес ей огромный персидский алмаз. Цена его почти равнялась стоимости Мраморного дворца. Этот бриллиант получил название «Орлов» и был вставлен в императорский скипетр.

Итак, Екатерина II и граф Г. Г. Орлов обменялись подарками. Ну а потом стали накаляться страсти.
Когда началось строительство Мраморного дворца, Григорий Орлов жил в Зимнем дворце под одной крышей с императрицей. У них были близкие отношения, и, собственно, никуда он из Зимнего дворца переезжать не собирался.

Одно время Екатерина II даже хотела обвенчаться с Орловым, но Никита Панин, воспитатель цесаревича Павла, предостерег ее от этого поступка: «Императрица может поступать, как ей угодно,– сказал Панин, – но "госпожа Орлова" никогда не будет восприниматься подданными как императрица российская». Так что венчаться Екатерина II передумала.

Отношения Орлова и Екатерины были довольно бурными, они часто ссорились. И в конце концов роман с Григорием Григорьевичем, который тянулся почти одиннадцать лет, стал тяготить императрицу.

Но Григорий Орлов не собирался мириться с тем, что его отправляют в официальную отставку. Он возмущался, скандалил, или же наоборот запивал и впадал в меланхолию.

А потом Екатерина познакомилась с Потемкиным, и Орлов вынужден был покинуть Зимний дворец.
Мраморный дворец на Миллионной улице оказался очень кстати. Ведь не на улицу же выгонять бывшего фаворита.

Но в итоге Григорий Орлов так и не переехал в эту резиденцию. Во-первых, потому что строительство затянулось. Во-вторых, дворец вызывал у графа неприятные эмоции. Уж очень сильно он переживал из-за разрыва с Екатериной II. Он получил огромный удар по самолюбию. А дворец этот был не только в его глазах, но и в глазах всего двора этаким прощальным подарком, который ему швырнула государыня.

А потом произошла удивительная вещь:
43-летний Григорий Орлов неожиданно для всех женился.
Его избранницей стала молоденькая фрейлина. Звали её Катенька (Екатерина Николаевна Зиновьева). Возможно, Орлов хотел задеть императрицу своей женитьбой (и чтобы даже имя совпадало!). Но закончилось всё тем, что он по-настоящему и искренне полюбил свою жену. Он отошёл от дел и полностью посвятил себя семейной жизни.

К сожалению, здоровье у Катеньки было слабое, у неё начался туберкулёз. Поэтому жили супруги в основном на европейских курортах. Но не смотря на все старания докторов, Екатерина Николаевна умерла совсем молодой, в 22 года.

Всего через два года умер и сам Орлов. Он уехал в Москву, заперся в своем доме, очень тосковал. И, как писали современники, буквально сошел с ума от горя. «Надменный, могущественный, блестящий Орлов умер в ужасном безумии, пачкая лицо собственными испражнениями», – отметил Шарль Массон в своих «Секретных записках».

Таким образом, к Мраморному дворцу светлейший князь Григорий Орлов никакого отношения не имел. Номинально он был собственником, но так никогда и не воспользовался этой резиденцией. Тем более, что дворец так и не успели достроить при его жизни.

Но вот, наконец, роскошная резиденция «сдана под ключ», прах её несостоявшегося владельца Орлова похоронен в Москве, здание выкуплено в казну и несколько лет пустует в ожидании нового хозяина. Кто же им теперь станет?
История 2.
Дворец трёх Константинов
Мраморный дворец в кругу семьи Романовых называли «дворцом трёх Константинов». Кто же были эти Константины? Сегодня мы в этом разберемся.

Кстати, греческое имя Константин пришло в Россию из Византии, но до конца XVIII века у нас не употреблялось. И вот, Екатерина II называет Константином своего второго внука. Это было частью реализации грандиозного «греческого проекта» императрицы. По этому проекту необходимо было выгнать турок с Босфора и возродить греческую Византийскую империю. А когда это произойдет, посадить на древний византийский трон в Константинополе русского царевича по имени Константин.

Великого князя Константина Павловича начали готовить к этой миссии с самого рождения. Его кормилицей была гречанка по имени Елена. Он играл с греческими детьми и с детства учился говорить по-гречески. С ним занимался греческий учитель.

В итоге «греческий проект» остался только в мечтах, но Константин так хорошо выучил язык, что говорил своему брату Александру: «Что за дурные французские переводы читаете вы, братец? Я читаю подлинники». В другой раз он увидел у своей бабушки книгу Плутарха и сказал: «такое-то и такое-то место переведено очень дурно, я переведу лучше и покажу вам». И действительно, перевел и показал.

Когда Константин подрос, бабушка нашла ему в Германии невесту, причем, не одну, а сразу трёх. Их мать — принцесса Саксен-Кобургская, привезла в Россию своих дочерей на выбор.

Есть легенда, что Екатерина II специально наблюдала из окна, как кандидатки в невесты вылезали из кареты. Одна запуталась в юбке (неуклюжая). Другая выходила очень долго и осторожно (копуша). А третья выпрыгнула быстро и изящно, ещё и успела на ходу расправить платье. На неё и указала Екатерина II.

Так принцесса Юлиана Саксен-Кобургская стала Анной Федоровной, супругой Константина Павловича. Невесте ещё не было пятнадцати лет, а жениху — семнадцати.
В качестве свадебного подарка Екатерина II пожаловала внуку Мраморный дворец. Молодые вместе с родителями ехали во дворец в парадной карете по Миллионной улице. Небо над всем городом озарялось вспышками фейерверков.

Туда же, во дворец, пожаловала со своей свитой бабушка – императрица Екатерина II. Она была в полном восторге и позже писала: «Полагаю, что трудно найти дом красивее и роскошнее этого, где бы все было убрано с таким вкусом и комфортом. Мы до обеда обошли весь дворец: я им очень довольна, Константин тоже».
Но личность первого владельца Мраморного дворца была невероятно сложной и крайне противоречивой. От отца Константин Павлович унаследовал болезненную нервность и неуравновешенность. Уже в детстве он отличался «крайнею живостью, переходившею в буянство». У него случались «вспышки самого необузданного гнева».

Бывший учитель математики великих князей Шарль Массон писал: «Кто бы мог вообразить, что молодой семнадцатилетний принц, живой и сильный, который только что женился на юной и прекрасной девушке, проснется после первой брачной ночи в пять часов утра, спустится на площадь перед дворцом и там с помощью палочных ударов будет муштровать двоих солдат из своей охраны? Так поступил великий князь Константин. Не знаю, обещает ли эта воинственная ярость хорошего генерала, но она наверняка служит доказательством того, что он никуда не годный супруг».

Однако безобразное поведение великого князя на этом не закончилось. Он развлекался тем, что стрелял из пушки в большом коридоре дворца, а свою жену сажал в огромную напольную вазу, чтобы случайно ее не убить.
Сообщения о хулиганских поступках Константина немедленно доносились Екатерине II и очень раздражали императрицу.

В августе 1796 года после очередной выходки Екатерина приказала посадить женатого внука под арест, и в конце концов выселила его из Мраморного дворца.

Императрице оставалось жить несколько месяцев. 6 ноября 1796 года Екатерина II скончалась. Сын её великий князь Павел Петрович (отец Константина) стал императором Павлом I. Он воспользовался временно пустующим Мраморным дворцом, и распорядился им по-своему.
История 3.
Король-пленник
В царствование Павла I Мраморный дворец стал последним пристанищем польского экс-короля Станислава Августа Понятовского. Как же это произошло?

Вообще, судьба Понятовского была довольно драматичной. Он на своём веку успел побывать возлюбленным Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Успел поцарствовать на польском троне. Правда, неудачно – всё своё тридцатилетнее правление он жил в «золотом капкане», то есть находился в зависимости от Екатерины II, был марионеткой в её руках. Современники называли Понятовского «соломенным королем», а всеми делами в Польше заправлял русский посол Репнин.

А в 1795 году произошел второй раздел Польши. Станислава Августа Понятовского под конвоем доставили в Гродно, и там он отрекся от престола прямо в день именин императрицы Екатерины II. Там же, в Гродно он должен был коротать свой век на унизительных условиях. Русское правительство оплатило все его долги, и он был официально взят на содержание тремя странами, которые разделили между собой польские земли – Россией, Пруссией и Австрией.

По преданию А.В. Суворов привез Екатерине II из Польши «сувенир» – королевский трон Станислава Понятовского, а императрица сделала из него стульчак для своей уборной. По ещё одной легенде Екатерина II скончалась именно на этом стульчаке от апоплексического удара в ноябре 1796 года.
Когда после смерти Екатерины на престол взошёл ее сын Павел I, он решил перевезти Станислава Августа Понятовского в Санкт-Петербург. Это был некий жест тщеславия – Павел I хотел показать свое великодушие по отношению к человеку, которого долгие десятилетия унижала его покойная матушка Екатерина II.

Пленному королю предоставили для проживания Мраморный дворец в Петербурге. Понятовский время от времени жаловался на тесноту (!), но тем не менее устраивал во дворце балы и обеды. На них бывали видные сановники и ученые, ценившие компанию остроумного и образованного экс-короля. Кроме того, Понятовский написал мемуары, которые дошли до наших дней. Там он описывал свою любовь к Екатерине II, которую он пронес через всю жизнь.
Станислав Август Понятовский прожил пленником в Петербурге два года и умер в Мраморном дворце в 1798 году в возрасте 66 лет.
Вид костёла Святой Екатерины Александрийской. 1830-е годы.
Последнему польскому королю устроили пышные похороны. Согласно легенде император Павел I возложил на голову покойного позолоченную серебряную корону. Его похоронили в костёле (базилике) Святой Екатерины на Невском проспекте, в самом центре имперской столицы. Но праху Понятовского не было покоя. Гробницу вскрывали несколько раз, а в 1858 году произошло ужасное происшествие.

Дело в том, что в склеп Понятовского решили подхоронить останки ещё одного знатного поляка. Руководил мероприятием великий князь Константин Николаевич (кстати, о нём я сегодня тоже буду рассказывать, так как это один из владельцев Мраморного дворца). И вот, когда в костёле был вскрыт склеп, то все присутствующие решили из любопытства открыть крышку его гроба. В этот момент, как описывает свидетель, череп Понятовского в позолоченной короне выпал из истлевшего гроба, и в тишине с грохотом покатился по каменному полу. Под впечатлением от этого все онемели. Тогда великий князь Константин упал на колени и начал читать De profundis, и все последовали его примеру. Крышку положили на место, и оба гроба спустили вниз.
История 4.
Возвращение первого Константина
Вам, конечно же, интересно – а что было дальше с великим князем Константином Павловичем, сыном Павла I. Вернулся ли он в свой дворец после смерти Понятовского?

Конечно, со временем великий князь Константин Павлович вернулся в Мраморный дворец. Он проводил много времени на военной службе, но в свободное время с удовольствием отдыхал и расслаблялся в своей резиденции в компании друзей-офицеров, устраивал там шумные пирушки.
Пока был жив император Павел I, Константин ещё хоть как-то соблюдал приличия, потому что побаивался его. Но после гибели отца великий князь Константин Павлович пустился во все тяжкие. В Мраморном дворце постоянно проходили попойки, оргии, ночевали офицеры, актрисы и куртизанки.

Но как вы помните, Константин Павлович был человеком женатым. Судьба его жены Анны Федоровны была незавидной. Все безобразия во дворце происходили на ее глазах. Супруг ей открыто изменял, грубо с ней обращался.

В конце концов великая княгиня Анна Федоровна заразилась от своего мужа венерической болезнью. Несчастная женщина долгое время вообще не могла понять, что с ней происходит, она, естественно, о таких вещах ничего не знала. В итоге доктора ей всё объяснили и посоветовали ехать лечиться на заграничные курорты.

Анна Федоровна уехала в Германию и осталась жить в доме у своих родителей. Больше великая княгиня к своему мужу не вернулась. Они увидятся только один раз, в 1814 году, когда Константин во время военной кампании будет проездом в Европе. А в 1820 году они с женой официально оформят развод.
В 1806 году у великого князя Константина Павловича появилась фаворитка, которая жила с ним в Мраморном дворце. Ее звали Жозефина Фридерикс. В 1808 году она родила ему внебрачного сына, которого назвали Павлом. Великий князь дал ребенку свое отчество и фамилию Александров, мальчика крестили в домовой церкви. Это был единственный ребенок великого князя, законных детей у него не было.
Великий князь Константин Павлович практически не жил в Мраморном дворце с января 1813 года. Он присоединился к действующей армии, совершил с ней зарубежный поход, а в апреле 1814 года он стал наместником Царства Польского и покинул Петербург.

С тех пор и до самой смерти великий князь был в Петербурге очень редким гостем, поскольку по служебным и по личным обстоятельствам он жил в Варшаве. Там он женился на молодой девушке, польской дворянке Жанетте Грудзинской, которая получила титул княгини Лович.
Брак был очень счастливым – Константин Павлович ради этой любви отрекся от российского престола. Но, к сожалению, недолгим.

Во время польского восстания великий князь с женой бежал из Варшавы в Витебск, там заразился холерой и скончался летом 1831 года. Его жена осталась наследницей всего его состояния. Но воспользоваться им не успела.

Она привезла гроб с телом мужа на похороны в Петербург, затем отправилась в Царское Село, и осенью скончалась. Причина смерти не известна, но как говорили в семье Романовых и в придворных кругах, княгиня Жанетта Лович умерла от тоски по мужу. Её похоронили в костёле Иоанна Крестителя в Царском Селе. Этот костёл сохранился, сегодня он действует.
После смерти своих законных владельцев Мраморный дворец перешёл в казну. Конечно же, внебрачному сыну великого князя Константина Павловича, Павлу Константиновичу Александрову эта резиденция не досталась. Правда, в качестве компенсации он получил от императорской семьи 1 млн. 300 тысяч рублей. Это была астрономическая сумма по тем временам.
Судьба этого человека сложилась благополучно. Он служил по военной части, сделал карьеру (не без участия своего дяди, Николая I), был счастливо женат на княжне Щербатовой, имел уютный, гостеприимный дом на Исаакиевской площади, а также имение Александровка на Петергофской дороге.

А тем временем Николай I своим указом перевел Мраморный дворец в собственность своего среднего сына. Новым хозяином резиденции стал великий князь Константин Николаевич.
История 5.
Второй Константин
Великому князю Константину Николаевичу было 22 года, когда он женился на очаровательной немецкой принцессе Александре Фридерике Саксен-Альтенбургской. В православии она получила имя Александра Иосифовна.

Император Николай I приказал полностью и заново отделать Мраморный дворец в качестве свадебного подарка сыну и невестке.
К тому времени Мраморный дворец уже давно не использовался и находился почти в аварийном состоянии. Для молодой семьи Великого князя его пришлось буквально реставрировать. Интерьерами дворца занимался архитектор Александр Брюллов, родной брат знаменитого художника Карла Брюллова.

Наконец, работы закончились, и супруги поселились во дворце. Великий князь Константин Николаевич служил во флоте, а его красавица жена блистала в придворном обществе.
Фрейлина Анна Тютчева писала, что Александре Иосифовне не хватало манер, и по-французски она говорила очень плохо. Зато Иоганн Штраус, который приезжал в Россию, восхищался красотой Александры Иосифовны и даже посвятил ей вальс, который так и назвал «Великая княгиня Александра».
У великого князя Константина Николаевича и Александры Иосифовны было шестеро детей – четыре сына и две дочери.

На этом замечательном семейном фото изображены не все. Во-первых, нет отца семейства. А ещё здесь не хватает дочери Веры, она в то время жила у тёти за границей. Справа – Александра Иосифовна в белом платье. Рядом с ней сидит красивая пара – дочь Ольга (она тоже в белом платье) под руку с женихом, принцем Георгом Греческим.
Кстати, эта пара – будущие бабушка и дедушка принца Филиппа, недавно умершего супруга английской королевы Елизаветы.

Но давайте вернёмся к семейной фотографии.
Наверху стоит сын Николай, а внизу сидит Константин (подросток), будущий поэт. Справа в красных рубашках – двое младших детей, Дмитрий и Вячеслав. Нас с вами будут интересовать старшие сыновья – Николай и Константин. Начнём с Николая.
История 6.
Скандал на Дворцовой набережной
Итак, великий князь Николай Константинович. Это был, наверное, самый скандально известный отпрыск императорской фамилии за всю историю дома Романовых. Что же он натворил?
Николай Константинович, которому было двадцать четыре года, влюбился в американскую певицу и куртизанку Фанни Лир.
Он настолько был ею увлечен, что даже заказал с неё мраморную статую. Эта статуя сохранилась, она была сделана в виде копии со знаменитой скульптуры Антонио Кановы «Победоносная Венера», или «Венера с яблоком». Вот оригинал Кановы (находится в Риме, в галерее Боргезе):
А вот статуя, которую заказал великий князь Николай Константинович:
Это Фанни Лир. Она находится в Ташкентском музее искусств Республики Узбекистан. Как она там оказалась, вы скоро узнаете.
Конечно же, чтобы содержать свою новую пассию, Николаю Константиновичу требовались деньги. И вот, в императорской семье начали происходить странные вещи. Например, в Зимнем дворце не досчитались нескольких драгоценностей. Потом у Александры Иосифовны в Мраморном дворце потерялись изумрудные серьги.

Поначалу Романовы как-то не особенно придавали этому значения (ну, пропало и пропало, подумаешь, парочка изумрудов куда-то закатилась). Но потом произошел действительно вопиющий случай…

В апреле 1874 года в Мраморном дворце кто-то ограбил семейную икону, которая находилась в родительской спальне. Это был свадебный подарок императора Николая I – Владимирская икона Божией матери в драгоценном окладе, который был украшен жемчугом и камнями. И вот, какой-то злоумышленник вытащил из оклада эти камни и жемчуг.
Глава семейства великий князь Константин Николаевич вызвал в Мраморный дворец полицию. Дело было деликатное, полиция провела следствие, и довольно быстро обнаружила эти драгоценности в городском ломбарде. И – ниточка привела обратно в Мраморный дворец. Стало ясно, что кражу организовал великий князь Николай, старший сын и наследник хозяина Мраморного дворца. Вызвали сына, он всё отрицал. Тогда сообщили императору Александру II.
Естественно, государь был шокирован. Получалось, что его родной племянник – вор, который обокрал собственный дом и собственных родителей. И ради чего? Ради того, чтобы делать подарки своей возлюбленной – даме лёгкого поведения!

Великого князя Николая Константиновича посадили под домашний арест, Романовы созвали семейный совет и стали думать, что же им теперь делать. Такого в императорской семье ещё не случалось.
В итоге с молодым человеком обошлись достаточно сурово. Его официально объявили недееспособным, то есть, фактически сумасшедшим. Лишили прав, состояния и наследства. И сослали под охраной в самый дальний угол империи — в Ташкент.

И в Ташкенте Николай Константинович прожил практически безвыездно до самой революции 1917 года. Он прожил в ссылке 44 года. Причем, советская власть его поначалу не тронула, и не известно, как бы сложилась его дальнейшая судьба, но в 1918 году он внезапно заболел пневмонией и скончался. Ему было 67 лет.

В Узбекистане сохранился дворец Николая Константиновича (который, кстати, больше не носил ни титул великого князя, ни фамилию Романов – в ссылке он носил фамилию Искандер).
Резиденция великого князя Николая Константиновича в Ташкенте.
Дворец в Ташкенте, как вы видите на фото, прекрасно сохранился. В нем находится дом международных приёмов МИДа Узбекистана. Насколько я знаю, там собирались в 2020 году устроить музей, но теперь по причине пандемии не понятно, когда эти планы осуществятся.
Как-то раз, уже лет через шесть после того, как Николая Константиновича выслали в Ташкент, в Мраморном дворце был прием. Принимали американского посла. И вдруг этот посол задал неожиданный вопрос: «А что это за статуя стоит у вас, Ваше высочество?» – спросил он хозяйку дома. Великая княгиня ответила, что, мол, статуя как статуя... работы итальянского мастера... «Так это же американка!» – «Какая американка? — — «Вашего сына Николая!». Тут Александре Иосифовне стало дурно, и вскоре после этого статую отправили в Ташкент. Мол, «пусть он там, в пустыне, наслаждается видом своей бесстыдницы». Вот так мраморная Венера и оказалась в Ташкенте.

А что же было с Фанни Лир? Её выслали из России. С великим князем она больше никогда не встречалась. Во Франции она пыталась, как сейчас бы мы сказали, монетизировать свою историю, и выпустила книгу о романе с Николаем (Prince Николя). В этой книге к мемуарам прилагались письма к ней великого князя.
По настоянию российской полиции тираж был конфискован, однако издание уже разошлось в копиях, и было издано также и в Бельгии. То есть, стало известно широчайшей публике.
Но постепенно история забылась, а Фанни Лир умерла в нищете.
История 7.
Последний Константин
Я уже упоминала о том, что Николая Константиновича не только выслали навсегда из столицы, но и лишили наследства. Мраморный дворец унаследовал следующий по старшинству сын в семье – великий князь Константин Константинович (тот мальчик-подросток на семейном фото).
Константина Константиновича мы знаем как талантливого поэта. Он писал стихи, драмы, делал переводы Шиллера, Гёте, Шекспира. Сочинял русские романсы на музыку Чайковского и других известных композиторов. Но публиковать всё это под своим именем, а точнее, под фамилией Романов он не имел права. На этот счёт был очень строгий протокол. Поэтому он был вынужден печататься под инициалами К.Р., такое условие поставил ему отец.

Кроме поэзии великий князь К.Р очень любил живопись русских художников. И есть интересная история про картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре», владельцем которой был великий князь.

История такая. Однажды Константин Константинович услышал о том, что Куинджи пишет какой-то новый гениальный шедевр. И вот, он напросился в мастерскую Куинджи, причем, с кем-то в компании, инкогнито... Там он увидел прекрасную картину. Перед ним были лунная дорожка, таинственная луна, огромное мироздание. Он влюбился в эту картину с первого взгляда и понял, что не успокоится до тех пор, пока ее не купит.

Естественно, он тут же спросил у художника: «А сколько стоит?».
Куинджи, окинул взглядом незнакомого морского офицера и ответил: «Молодой человек, эта картина не для вас». «Тем не менее, сколько?» «Ну, допустим, - говорит Куинджи, пять тысяч». Тогда это была обычная цена для его картин, но сумма эта являлась по тем временам астрономической. «Хорошо, оставьте её за мной», сказал великий князь.

Послее этого картина побывала на выставке, и эта выставка знаменита тем, что люди стояли часами в очереди, чтобы увидеть один единственный пейзаж.
А потом ее забрал великий князь, и с тех пор ни на минуту с ней не расставался, что, к сожалению, в итоге картину погубило. Нет-нет, она никуда не делась, она висит в Русском музее. Но вот краски сильно изменились, потому что великий князь брал ее с собой в морские плавания. И соленый морской воздух воздействовал на краски, и они темнели. Поэтому сегодня мы видим не совсем ту картину, которая восхищала современников Куинджи.
Великий князь Константин Константинович был последним владельцем Мраморного дворца. Он умер в 1915 году, ему было всего 56 лет. За год до этого его любимый сын Олег погиб на фронте. Это случилось в самом начале Первой мировой войны.

Смерть сына очень подкосила силы и здоровье великого князя, он так и не оправился от удара. У него обострилась астма и он умер от очередного приступа у себя в кабинете.

Оставшиеся сыновья, которые унаследовали дворец после смерти отца, решили его продать. Пока всё это оформлялось, произошла февральская революция. Временное правительство выкупило Мраморный дворец в национальную собственность. Но, как мы понимаем, совсем ненадолго.
Великий князь Константин Константинович (справа) с женой и детьми
А что же стало с семьёй великого князя Константина Константиновича? Вдова его Елизавета Маврикиевна после революции оказалась чуть ли не на улице, из дворца её выселили. На какое-то время ей удалось поселиться в одной из квартир здесь же, на Дворцовой набережной. А потом она всё-таки вырвалась из революционной России и уехала на родину в Германию. Умерла она в 1927 году.

У великого князя Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны было девять детей – шестеро сыновей и три дочери. Одна из дочерей умерла во младенчестве, остальные дети дожили до взрослого возраста.

Трое сыновей – Иоанн, Игорь, и Константин погибли в Алапаевске, были убиты большевиками, сброшены в шахту вместе с другими Романовыми. Один сын – Олег – погиб на фронте, как я уже говорила. А ещё двое сыновей – Гавриил и Георгий (причем, Георгию было всего 14 лет) сумели уехать в эмиграцию и жили за границей.

Две дочери также прожили долгую жизнь в эмиграции. Татьяна приняла постриг в женском монастыре в Иерусалиме. А младшая дочь Вера после Второй мировой войны переехала в Нью-Йорк и умерла в 2001 году в возрасте 94 лет.
Великий князь Константин Константинович почти всю свою жизнь, с 11-летнего возраста до самой смерти вел дневник. Причём, этот дневник был очень интимный, там было очень много личных подробностей. И он незадолго до смерти думал о том, чтобы его уничтожить, но потом решил завещать потомкам. И в 1915 году он завещал все личные записи Академии наук, но поставил условие: вскрыть эти дневники можно будет только через 90 лет после его кончины.

Это время должно было наступить в 2005 году, но все изменилось гораздо раньше: Февральская революция, свержение династии Романовых, Октябрьская революция 1917 года. И конечно же, после революции все документы были вскрыты. В том числе 66 толстых тетрадей, куда Константин Константинович каждый день заносил свои мысли на протяжении 45 лет, вплоть до смерти в 1915 году.

Дневники издавались, но не в полном объеме, а только за последние годы, 1911 – 1915.
История 8.
Ленинградское время
Броневик, с которого выступал Ленин, во дворе Мраморного дворца. 1955 г.
После октября 1917 года здание было национализировано. Большую часть сокровищ Мраморного дворца передали в Эрмитаж. Первые несколько месяцев здесь находился Наркомат труда. После переезда правительства в Москву в марте 1918 года, во дворце находились разные организации.

От сказочных интерьеров мало что осталось, отделка парадных залов была утрачена. Сбили лепнину, закрасили позолоту, уничтожили камины. Хрустальные люстры передали в другие дворцы и музеи, или в партийные санатории. Лозунг «мир хижинам война дворцам» здесь можно было наблюдать в действии.

Единственное помещение, где сохранился интерьер – Мраморный зал на втором этаже, потому что в нём ленинградских школьников принимали в пионеры. Также сохранилась парадная лестница потрясающей красоты.
Незадолго до войны дворец передали ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина, который находился в этих стенах до развала СССР.

В 1992 году мэр Анатолий Собчак передал Мраморный дворец Русскому музею.
Первое, что мы видим сегодня, заходя во двор Мраморного дворца, это памятник Александру III. Хотя, для многих это неожиданно. Казалось бы – какое отношение имеет император к этому дворцу, ведь он здесь никогда не жил?

На самом деле, этот памятник не сразу здесь появился. Он долго путешествовал по городу, и удивительно, что вообще остался цел и невредим.

Скульптуру Александра III создал П.Трубецкой в 1909 году для Знаменской площади (ныне площади Восстания) перед зданием Николаевского вокзала. К сожалению, горожане памятник не оценили, про него появились обидные стихи:

На площади комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапочка,
Чей же это папочка?

После революции памятник царю, естественно, с площади убрали, но он хоть и чудом, а уцелел. Долгое время его хранили на задворках Русского музея. А здесь, на этом месте, в советские годы стоял броневик, с которого когда-то выступал Ленин.

В начале 90-х броневик отсюда убрали, он сейчас находится в артиллерийском музее. Александр же III занял его место. Вот такие неожиданные путешествия совершают иногда петербургские памятники.

На сегодняшний день в Мраморном дворце открыты для посетителей парадные залы. Есть отдельная экспозиция – личные комнаты великого князя Константина Константиновича (К.Р.). Там проводятся экскурсии. Также в Мраморном дворце можно увидеть экспозиции современного искусства. Здесь постоянно проходят интересные выставки.

Музей работает по расписанию Русского музея, так как является его филиалом. Выходной день – вторник.
Часы работы: с 10.00 – 18.00 (четверг: с 13.00 – 20.00)
Дорогие друзья, благодарю вас за интерес к этому сайту. Я буду очень рада услышать ваши отзывы, мысли и комментарии по поводу прочитанного. Приглашаю вас подписаться на мой блог в Инстаграм @inna_spb_stories, там я пишу о Петербурге, о своей жизни и работе экскурсоводом. Чтобы заказать экскурсию по Санкт-Петербургу, напишите мне в WhatsApp, в любом мессенджере, или в соцсетях. Все контакты находятся в разделе меню «Контакты».
Литература:
Ю.В. Трубинов, «Феномен имени Константин в истории Мраморного дворца».
В.С. Измозик, «Пешком по Миллионной».
А.Н. Боханов, « Сердечные тайны дома Романовых
».
К.В. Малиновский, «Санкт-Петербург XVIII века».
Е.В. Анисимов, «Дворцовые тайны», «Толпа героев XVIII века».
Д.А. Кючарианц, «Антонио Ринальди».