Ну а мы, наконец, подошли к дому с мансардами, вошедшему в историю – под № 10. Раньше в нём обитали музы. Если вы посмотрите на карту, то увидите, что это дом-трапеция, его фасады смотрят на набережную Макарова, Биржевую линию, Биржевой переулок и Волховский переулок.
Этот доходный дом на протяжении почти полувека до 1917 года принадлежал купцам Елисеевым. Тем самым, которые в начале XX века открыли знаменитый магазин на Невском проспекте. Сами Елисеевы, правда, жили не здесь, а по соседству, на Биржевой линии. А в этом доме сдавали квартиры состоятельным жильцам. Вот видишь такой дом, и сразу же хочется в нём пожить, он без затей, но добротный, украшен балкончиками, окна смотрят на Неву.
Елисеевы знали, как привлечь потенциальных квартиросъемщиков. Да, набережная не парадная, – причалы, баржи, грузчики, но в то же время и корабли, романтика. А зимой навигация прекращалась, Нева покрывалась льдом. Но даже когда вставал лёд, жизнь не замирала. Половина Невы в этой части была забита зимующими пароходами, баржами, плавучими пристанями. Причём, на них теплилась жизнь – там зимовали корабельные команды, рабочие, приказчики. Из труб валил дымок, торговали рыбой.
А по льду Невы носились сани, и пассажиров возили не только по городу, но и по заливу, даже до Лахты и Кронштадта.
Может быть, эти картинки человеческой жизни и привлекали сюда художников (и не только художников, а вообще творческих людей)? Потому что в этом доме кто только из них не жил за его дореволюционную историю! Это, наверное, один из самых «художественных» домов на Васильевском острове, да и во всём Петербурге. Здесь жили:
И. Н. Крамской (он здесь и умер), И. И. Шишкин, Г. Г. Мясоедов; в квартире №9 – художник М. П. Клодт (сын знаменитого скульптора). И, наконец, Архип Иванович Куинджи – он прожил в этом доме тринадцать лет, и тоже умер здесь, как и Крамской.
И, как вы понимаете, к маститым художникам заезжали в гости другие маститые художники, да и не только они. Например, у Крамского постоянно бывал наездами москвич Павел Третьяков, основатель знаменитой галереи.
Кому же принадлежала мансарда наверху здания (а вы, конечно, догадываетесь, что там была чья-то мастерская)?
Она принадлежала Куинджи. Сейчас там находится музей, так что подняться на мансарду художника и полюбоваться панорамой Невы, Стрелки Васильевского острова и Петроградской стороны может каждый желающий. Музей открылся к 150-летию со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи.
С художниками мы разобрались, но в этом доме жили не только они. Во-первых, здесь с родителями в 1848 году поселился восьмилетний Петя Чайковский, это был его первый петербургский адрес.
А во-вторых, здесь жил перед революцией Михаил Лозинский. Думаю, это имя знают все любители Шекспира. Пьесы которого он перевел на русский язык так, что сделал их чуть ли не лучше, чем у самого Шекспира. Ну, и ещё кто читал Данте Алигьери, «Божественную комедию» не на языке оригинала, а по-русски, то это вот ему говорите спасибо, Михаилу Лозинскому (кстати, спасибо ему за это сказало и советское государство, вручив Сталинскую премию). Переводы стильные, язык красивый. Что тут скажешь, великие люди – русские переводчики.
К Лозинскому захаживали сюда Ахматова, Гумилёв и Мандельштам, ведь он был не только поэтом, но и владельцем журнала «Гиперборей». Собрания редакции устраивались прямо на квартире у Лозинского –
«Выходит Михаил Лозинский,
Покуривая и шутя,
С душой отцовско-материнской
Выходит Михаил Лозинский,
Лелея лаской материнской
Свое журнальное дитя...".
Прямо так и видишь всех этих акмеистов в квартирке начала XX века на Васильевском. Ахматова и Гумилёв были соседями Лозинского, до их дома мы ещё дойдём.
А пока что перед нами следующее здание, самое фотогеничное на набережной Макарова. Оно стоит под № 12, имеет розовый фасад, башенку и украшено лепниной. Это доходный дом графа А. А. Стенбок-Фермора, построенный в 1901 году. Владелец был представителем старинного дворянского рода, правда, у каждого в этой семье была своя предпринимательская жилка. Например, основатель знаменитого универмага Пассаж на Невском проспекте в XIX веке – тоже Стенбок-Фермор. В этом месте хорошо бы перейти по пешеходному переходу на другую сторону, поближе к домам. Потому что дальше это сделать будет труднее, а нам понадобится заглянуть в один двор и в один переулок.