Николай I высоко ценил таланты скульптора Клодта. Вот что он ему говорил: «Клодт, ты делаешь коней лучше, чем жеребцы в моих конюшнях»! Здесь, наверное, полагалось [заржать] вежливо засмеяться шутке государя.
И тут мы как раз подошли к самому интересному – к легендам.
№ 1. История о яйцах (уж простите, но о тех самых, да).
Часто можно заметить, как туристы стремятся заглянуть под хвост скакуну, который находится ближе всего к Аничковому дворцу. Во всех неформальных путеводителях рассказывается байка о том, как скульптор Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица любовника своей супруги (ещё есть версия, что там изображён портрет Наполеона Бонапарта, главного злодея эпохи). На правду мало похоже, но туристов забавляет.
Но на этом народное творчество тему гениталий в покое не оставило! Эту переправу вплоть до революции называли мостом «восемнадцати яиц». Дело в том, что на мосту постоянно дежурил городовой, плюс скульптуры, само собой.
Взрослые люди, а как дети... Но раз уж мы начали, то вот вам ещё образчик от известного собирателя петербургского фольклора Н. А. Синдаловского – вскоре после того, как скульптуры появились на пьедесталах, в народе стали распространяться стихи:
Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре голых ж#пы.
Узнав из полицейского рапорта об этой выходке петербургских рифмоплетов, Николай I размашистым росчерком пера вывел прямо на рапорте продолжение:
Сыскать мне сейчас же пятую ж#пу
И расписать на ней Европу.
№ 2. Подковы.
Присмотритесь к копытам всех четырёх скакунов, и вы увидите, что те, которые смотрят в сторону Гостиного двора, имеют подковы. А у тех, которые повёрнуты в сторону Московского вокзала – копыта не подкованы. Горожане справедливо рассудили, что скульптор так их расставил неспроста. Подкованные лошади идут от кузниц, которые в XIX веке находились на Литейном проспекте. А неподкованные наоборот туда спешат.