Аничков мост
Легенды, выдумки, исторические факты
Каменный налог
Триста лет назад возле Аничкова моста находились городская застава, шлагбаум и караульный дом. Да-да, здесь когда-то была окраина города. Через Аничкову заставу приезжие попадали в Санкт-Петербург. Причем, не бесплатно попадали. Вместо денег можно было заплатить булыжниками. В хозяйстве всё пригодится: не деньги, так камни, и ещё неизвестно, что нужнее в наших болотах, – рассудил основатель города. И придумал «каменный налог». В 1714 году появился указ «О привозе на речных судах и сухим путем на возах приезжающим к Санкт-Петербургу по определенному числу диких камней».

В указе Пётр дотошно уточнял, сколько камней каждый приезжающий в город обязан был привезти, и какой величины должны были быть эти камни. Например, с каждой телеги брали три камня. С лодки – десять. А с корабля – тридцать. Причем, за каждый «недовоз» взыскивался штраф – гривна за камень.

Действовал этот петровский указ целых 62 года. Отменить его решилась только Екатерина II в 1776 году. Наверное сочла, что империя уже сама способна справиться с мощением столичных улиц...
Но давайте вернёмся к Аничкову мосту.
Эволюция Аничкова моста
Первый мост через реку Фонтанку на этом месте появился по указу Петра I в 1714 году. В указе говорилось: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К весне 1716 года переправа была готова.
Командовал строительством подполковник М.О. Аничков. Вот его-то имя, а точнее, фамилию, мост и получил в качестве названия. И носит уже три столетия.

Но если бы вы видели этот самый первый мост!
Во-первых, он был деревянным.
Во-вторых, его длина была почти 150 м, то есть в три раза длиннее нынешнего. Дело в том, что он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.
В-третьих, мост получился таким узким, что на нём не могли разъехаться две подводы (с теми самыми камнями).

Зато Аничков мост мог пропускать идущие по реке корабли. Сегодня под мостом проходят только прогулочные катера. Их высота (вместе с головами туристов), наверное, не больше двух с половиной метров. А в XVIII веке проходили корабли с мачтами, поэтому Аничков мост регулярно разводили. Делали это самым незамысловатым образом – середину моста, состоявшую из деревянных щитов, растаскивали вручную.

Все эти неудобства были временными, потому что Аничков мост постоянно модернизировался.
На гравюре мы видим деревянный Аничков мост середины XVIII века. Заодно полюбуйтесь на тогдашний Невский проспект. Это перспектива в сторону Адмиралтейства. Узнаёте? Конечно нет. Ни одного из ныне стоящих на нем зданий тут не увидишь.
Правда, слева изображён Аничков дворец. Но он впоследствии был основательно перестроен архитекторами XIX века.
В те времена, когда создавался этот рисунок, не было ещё ни Гостиного двора, ни Казанского собора, ни дома Зингера, ни (как вы понимаете) Елисеевского магазина. То есть, ни одной из тех построек, которые сегодня являются символами Невского проспекта. Да и сам Невский проспект ещё не приобрёл в середине XVIII века окончательного статуса парадного проспекта столицы. Хотя, выглядел, как видите, довольно презентабельно.
В 1749 году переправу в очередной раз как следует укрепили, ведь по ней должны были пройти... живые слоны. Да уж, всякое случалось в жизни нашего города.

Наконец в конце XVIII века Аничков мост стал каменным. Но до нынешнего облика было ещё далеко. Чтобы представить себе, как выглядел тот первый каменный мост, нужно пройти от Невского проспекта в сторону метров 600. Вы увидите его сохранившегося родного брата – мост Ломоносова через Фонтанку. Можно никуда не ходить, а просто взглянуть на акварель начала XIX века:
Таким стал Аничков мост при Екатерине II – его украсили четыре гранитные башни. Сегодня в нашем городе сохранилось два похожих моста – мост Ломоносова и Старокалинкин.

Вообще, подобных мостов-близнецов было возведено при Екатерине II через Фонтанку целых семь. До наших дней, правда, дожили далеко не все. Мосты были хороши, но тесноваты, что и привело к их последующим перестройкам.

Шли годы, пока наконец не наступила в истории Петербурга николаевская эпоха. Невский проспект к началу 1830-х годов стал оживленной транспортной магистралью. В столице насчитывалось более двадцати тысяч лошадей, по улицам ездили сотни экипажей. В Петербурге на тот момент проживало уже более 400 тысяч человек.
Естественно, возле Аничкова моста часто случались пробки. И в 1839 году его решили перестроить снова.

Сначала разобрали старую переправу со всеми четырьмя гранитными башенками. И 22 мая 1841 года был торжественно положен первый камень в основание нового моста. Построили его прямо-таки стахановскими темпами – за одно лето. В ноябре 1841 года новый Аничков мост уже был готов. И это как раз то самое сооружение, которое мы видим сегодня.
Таким стал Аничков мост после окончательной перестройки в XIX в. На заднем плане Аничков дворец. Акварель В. С. Садовникова, XIX в.

Но обратите внимание на скульптуры. С ними явно что-то не так. Сейчас на Аничковом мосту можно видеть четыре абсолютно разных сюжета, а на этом рисунке скульптуры стоят одинаковые по диагонали. Дело в том, что нынешняя знаменитая композиция, символ Петербурга, появилась далеко не сразу.
Укрощение коня
Что касается знаменитых лошадок на мосту, то, во-первых, это жеребцы, а во-вторых, про них существует большое количество разных историй и городских анекдотов. Остановимся на самых интересных. Но для начала вспомним, как эти скульптуры вообще здесь появились.

Их жизнь на Аничковом мосту была не простой. Точнее, повезло только тем коням, которые стоят со стороны Гостиного двора. А вторая пара (со стороны Московского вокзала) долго была... гипсовой. Правда, скульптор Пётр Карлович Клодт отлил коней из бронзы, но Николай I решил сделать презент своему тестю, прусскому королю. И бронзовые скульптуры уехали в Германию. Коняшки на мосту снова стали гипсовыми.

Когда дошло уже до неприличия – у одной скульптуры от влаги отвалился хвост – всё-таки отлили еще две бронзовые статуи. Не прошло и трех лет, как государю пришло в голову сделать ещё один подарок – на этот раз кони ускакали в Неаполитанское королевство. Кстати, и в Германии, и в Италии с ними можно встретиться в наши дни.
На фото слева кони Клодта в Неаполе напротив Королевского дворца.

Справа – кони опять-таки Клодта в берлинском Кляйст-парке (до 1945 года они стояли на террасе королевского дворца в Берлине). Источник фото →
В общем, эпопея длилась почти девять лет, пока Аничков мост не принял тот вид, к которому мы с вами привыкли.
Вид Аничкова моста на акварели И.Шарлеманя. Этот рисунок был сделан позже преыдущего, и здесь мы уже видим законченную композицию - на четырёх углах моста появились четыре разных сюжета (скоро мы поговорим о них подробнее).
Легенды, байки, рассуждения
Николай I высоко ценил таланты скульптора Клодта. Вот что он ему говорил: «Клодт, ты делаешь коней лучше, чем жеребцы в моих конюшнях»! Здесь, наверное, полагалось [заржать] вежливо засмеяться шутке государя.
И тут мы как раз подошли к самому интересному – к легендам.

№ 1. История о яйцах (уж простите, но о тех самых, да).
Часто можно заметить, как туристы стремятся заглянуть под хвост скакуну, который находится ближе всего к Аничковому дворцу. Во всех неформальных путеводителях рассказывается байка о том, как скульптор Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица любовника своей супруги (ещё есть версия, что там изображён портрет Наполеона Бонапарта, главного злодея эпохи). На правду мало похоже, но туристов забавляет.

Но на этом народное творчество тему гениталий в покое не оставило! Эту переправу вплоть до революции называли мостом «восемнадцати яиц». Дело в том, что на мосту постоянно дежурил городовой, плюс скульптуры, само собой.
Взрослые люди, а как дети... Но раз уж мы начали, то вот вам ещё образчик от известного собирателя петербургского фольклора Н. А. Синдаловского – вскоре после того, как скульптуры появились на пьедесталах, в народе стали распространяться стихи:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре голых ж#пы.

Узнав из полицейского рапорта об этой выходке петербургских рифмоплетов, Николай I размашистым росчерком пера вывел прямо на рапорте продолжение:

Сыскать мне сейчас же пятую ж#пу
И расписать на ней Европу.

№ 2. Подковы.
Присмотритесь к копытам всех четырёх скакунов, и вы увидите, что те, которые смотрят в сторону Гостиного двора, имеют подковы. А у тех, которые повёрнуты в сторону Московского вокзала – копыта не подкованы. Горожане справедливо рассудили, что скульптор так их расставил неспроста. Подкованные лошади идут от кузниц, которые в XIX веке находились на Литейном проспекте. А неподкованные наоборот туда спешат.
Если серьёзно
На самом деле, конечно же, дело не в Литейном дворе и кузницах, а в замысле скульптора. Вся композиция называется «Укрощение коня»: разум и порядок подчиняет себе всё стихийное и неразумное. И подкованные кони – это окончательная победа человека над необузданной животной стихией. Рассказ скульптора об этой победе ведётся последовательно.

Причём, есть разные версии, с какой скульптуры надо начинать. Классическая версия (из советских книг по искусству) такова: начинать рассматривать всю композицию надо с той скульптуры, которая стоит на северо-восточном углу моста (у дома № 68 по Невскому проспекту). Следующей будет скульптура напротив, у дворца Белосельских-Белозерских. Следующая – у Аничкова дворца, и наконец последняя – у дома № 66 по Невскому проспекту.
Давайте по порядку
В первой скульптурной группе мы видим краткое, неустойчивое равновесие. Конь почуял неладное (он начинает прижимать уши), но юноша-возничий пока вполне уверен в своих силах. Увы, через минуту он уже будет под копытами разьяренного коня.
Как раз здесь это и показано – возничий упал на землю (но уздечку не выпустил!). Опасная ситуация, но укротитель с ней справится, мы в него верим.
Ну наконец-то - всё обошлось! Юноша поднялся, конь тоже в порядке (только немного сердится - посмотрите, как он прижал уши). Да, и его уже успели подковать!
Все устали, но довольны. Жеребец опустил хвост (расслабился). Его спина накрыта львиной шкурой (в предыдущих скульптурах была простая попона). Львиная шкура – символ Геракла, который вошёл в русскую скульптуру ещё в XVIII веке. Это тонкий намек на подвиг Геракла. Правда, без привкуса жестокости (как например в Петергофе). Клодт в сценах борьбы, которая разыгралась на Аничковом мосту, обязательно подчеркивает то, что человек и конь равны, а их поединок приводит к гармонии.

Тот, кто разбирается в лошадях, сразу заметит, что в скульптурных группах на Аничковом мосту изображены разные кони, хотя человек – один и тот же.

Клодт лепил своих коней в мастерской в Павловске. У него были два коня, которые работали моделями. Один – пенсионер придворной конюшни старый белый конь Серко. Другой – Амалатбек, тоже белый, безукоризненно сложенный арабский скакун. Лошади были такие послушные, что в перерывах между сеансами с ними возились дети скульптора Клодта – лазали по ним и даже катались верхом.
Подземные конюшни
Скульптуры с Аничкова моста снимали дважды. Один раз для реставрации в 2000 году (незадолго до юбилея Санкт-Петербурга). Другой раз в войну.

В первые месяцы войны ленинградцы проделали огромную работу, чтобы укрыть и уберечь от разрушений художественные ценности. Специальные эшелоны увезли в глубь страны экспонаты Эрмитажа. В землю зарывали беломраморную скульптуру Летнего сада. Песочные «футляры» укрыли Медного всадника и другие городские памятники.

Надежно спрятали и клодтовских коней. В ноябре 1941 года 500-пудовые скульптуры осторожно сняли с пьедесталов и на катках по деревянным сходням спустили на землю. Их отправили в сад Аничкова дворца по соседству. Скульптуры должны были зарыть в землю, но удалось выкопать только одну яму, для одной бронзовой группы, так как земля оказалась слишком промерзшей, а долбить ее не хватало сил. Поэтому остальные скульптуры закопали только с наступлением весны.
Клодтовские кони покидают свои привычные места, отправляясь в укрытие, приготовленное для них в саду Аничкова дворца. Конец 1941 г. Источник фото →
Больше трех лет творения Клодта простояли в «подземных конюшнях». В один из майских дней 1945 года в сад Аничкова дворца пришли бойцы МПВО. Разрыли четыре котлована. А вечером 2 июня из открытых ворот сада, громыхая, двинулся трактор и потащил за собой платформу с первой скульптурной группой.
Всю июньскую белую ночь напролет устанавливали скульптуры, и наконец к девяти часам утра последний конь «взлетел» на гранитный постамент.

Рассказывают, что в войну немцы фотографировались у себя в Берлине на фоне своих коней (которые, как вы уже знаете, являются точными копиями наших). Потом они печатали листовки и разбрасывали эти фото на оккупированных территориях. Якобы они уже стоят у нас в Ленинграде на Аничковом мосту. И поскольку кони эти являются самыми узнаваемыми символами нашего города, то увы – случалось, люди верили, что немцы уже вошли в Ленинград.
Потомки Аничкова
И наконец, последний удивительный факт: вы знаете, что в Петербурге живёт художница Надежда Аничкова? «Однофамилица» Аничкова моста. Более того, она – потомок того самого подполковника петровской гвардии Михаила Осиповича Аничкова, который триста лет назад командовал строительством этого моста (вернее, деревянного его предшественника). Я когда об этом узнала, почему-то сразу подумала, что художница должна обязательно изображать в своих работах Петербург. Проверила – действительно.

Кстати, потомки Аничкова всегда очень ревностно относились к тому, чтобы их фамилию и название моста произносили правильно – ударение должно стоять на втором слоге – АнИчков, и никак иначе. Никакой Анечки тут никогда не было, а фамилия происходит от мужского имени Аникий.

Однако до революции название моста то и дело переиначивали. Вот, пожалуйста – фотография 1896 года. Внизу читаем подпись: «С.-Петербургъ. Аничковский мостъ».
А после капитального ремонта моста в 1908 году на табличке вообще появилась надпись «Аничкинъ мостъ». Тут уже представители семьи Аничковых не выдержали и обратились в городскую управу с протестом. И властям пришлось восстановить истинное название.
При написании статьи были использованы следующие материалы:

А.Г. Раскин, «Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда».
Н.А. Синдаловский, «История Петербурга в городском анекдоте».
Б. К. Пукинский, «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов».

Материалы сайта www.citywalls.ru