Сегодня мы отправимся на главную площадь Санкт-Петербурга к зданию Главного штаба, которое мы так полюбили с недавних пор (или нет?) после того, как туда переехала часть коллекций Эрмитажа. И, кстати, напрасно мы его называем Главным штабом, хотя такова традиция. А между тем, в той половине, где Эрмитаж, никакого Главного штаба не было, нет, и очевидно, что уже никогда не будет. Исторически он располагался в западном крыле (если стоять спиной к Зимнему дворцу и лицом к арке, то справа). И да, в той части до сих пор обитают военные – находится командование Западного военного округа.
В той же половине, где расположены эрмитажные коллекции, до революции находились не менее важные для государства, но вполне гражданские учреждения – Министерство иностранных дел и Министерство финансов.
На момент постройки здание было самым протяженным в Европе.
Жёлтое здание с бесконечным фасадом, которое дугой огибает Дворцовую площадь, производит неизгладимое впечатление на туристов. В XIX веке оно производило такой же эффект на гостей столицы, в том числе на иностранцев. Потому что на момент постройки оно было самым протяженным в Европе – длина его фасада достигает 580 метров.
Это здание всегда выглядело солидной, классической декорацией Дворцовой площади, особенно в те времена, когда в него не было доступа простым смертным. И даже сегодня посетители Эрмитажа часто не могут разобраться в том, куда же они, собственно, попали. Мы с вами рядом с таким сооружением, по выражению Л.Я.Лурье, чувствуем себя скорее персонажами литературного произведения, нежели людьми, живущими здесь и сейчас. Как в Петербурге появилось это здание, что оно собой представляет, какие секреты хранит (а вы думали, здесь всё так просто?) – в этом нам предстоит сегодня разобраться.
Весенним днём 1819 года вышло распоряжение Александра I – выстроить на Дворцовой площади новый правительственный комплекс.
Это был заказ, о котором любой архитектор мог только мечтать, и получил его замечательный петербургский зодчий Карл Иванович Росси. Получить этот заказ означало прославиться на века. Мало того, что Росси предстояло строить прямо напротив императорской резиденции. Но и саму площадь нужно было привести в правильный вид, навести на ней архитектурный порядок.
Поговаривали, что столь важным заказом Карл Иванович Росси был обязан министру финансов Дмитрию Гурьеву. Именно он в начале 1819 года представил Александру I доклад о необходимости перенести имперские службы поближе к Зимнему дворцу. И наряду со зданием Главного штаба на площади должны были появиться здания для двух министерств – финансов и иностранных дел.
Осталось найти архитектора, способного мыслить «не фасадами и анфиладами, а пространствами и ансамблями».
На самом деле Гурьев преследовал только одну цель – он втайне мечтал о своей министерской квартире с окнами на Зимний дворец. Другой же министр, который должен был здесь разместиться, Карл Нессельроде, был его зятем.
Государь сомневался – казну опустошили долгие войны. Ещё не отстроена сгоревшая Москва. С другой стороны, после победы над Наполеоном столица империи требовала нового архитектурного наряда. Так что решение было принято. Осталось найти архитектора, способного мыслить «не фасадами и анфиладами, а пространствами и ансамблями». И Александр I делает ставку на Карла Росси.
Сидя в кабинете, Карл Иванович разглядывал старые планы Петербурга. Оказалось, что привести площадь «в правильность» мечтали давно. Ещё Екатерина II ворчала, что окна её покоев выходят на задние дворы обывательских домов. Вообще, что только не происходило на Дворцовой площади за всю её историю – на ней пасли скот, выращивали овес, устраивали народные потехи. В XVIII веке по большим праздникам на площади выставлялось угощение за казённый счёт – горожане пили из винных фонтанов, тут же для народа жарили туши быков.
Что только не происходило на Дворцовой площади за всю её историю – на ней пасли скот, выращивали овес, устраивали народные потехи.
Кстати, эти обывательские дома, смотревшие на дворец, нужно было сначала выкупить, чтобы расчистить участки под новое строительство. И представьте себе, на это Александром I была выделена огромная сумма из казны – более миллиона рублей. Понятно, что владельцев не особенно спрашивали. Но во всяком случае, деньги им заплатили хорошие.
Росси понимал: главная трудность нового проекта – соединить несоединимое. Доминантой ансамбля должен остаться растрелиевский Зимний дворец, шедевр русского барокко. Но на дворе XIX век. И невозможно, немыслимо строить в прежнем стиле.
И новое здание было сделано классическим, но оно было построено так, чтобы подчеркнуть масштаб и пропорции императорского дворца. Широкая дуга Главного штаба охватила Дворцовую площадь, образуя, как мы уже знаем, самый длинный на тот момент фасад в Европе – 580 метров. Центральная арка расположилась строго напротив главного въезда в царскую резиденцию. В итоге вся площадь развернулась к воротам Зимнего дворца.
В. С. Садовников. «Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге». XIX в.
У Росси нашлись и критики. Говорили, что бесконечный фасад с колоннами выглядит скучно. Но больше всего досталось острому углу, который расположен со стороны Мойки. За него восточное крыло министерства прозвали «утюгом», и, что самое замечательное, это название прижилось.
Тот самый угол, за который здание прозвали "утюгом".
Раньше в градостроительстве острые углы были невозможны. Но Росси положил начало, и теперь, гуляя по городу, можно такие «утюги» встретить то там, то тут. Они есть и на канале Грибоедова, и на Фонтанке, и на Васильевском острове. И даже знаменитое здание с башней на Пяти углах – это тоже дом-утюг.
Внутри квартала, который образовали корпуса Главного штаба и двух министерств, разместился целый городок. Сотни кабинетов, приемных, квартир для чиновников, а ещё библиотеки, архивы, домовые церкви. Система внутренних коммуникаций – коридоры, лестницы, обеспечивала работу огромного механизма казенных ведомств. Приемные и присутственные места размещались в анфиладах, которые опоясывали здание по периметру. Остатки этих коридоров и переходов можно найти и сейчас.
Граф К. В. Нессельроде
В этом же здании были устроены квартиры самих министров. Хотелось бы вам пожить в квартире с окнами на Зимний дворец? Личные аппартаменты министра иностранных дел Нессельроде имели именно такой вид из окон. И они, конечно же, получились самыми роскошными. Собственно, почему бы и нет – ведь здесь на приемах за бокалом вина иногда решались самые важные дипломатические вопросы. Сегодня квартира Нессельроде на втором этаже здания является музеем в музее – в ней полностью воссозданы интерьеры.
Для справки: Граф Нессельроде Карл Васильевич, с лёгкой руки Лескова «граф Кисельвроде» – самый «долгоиграющий» государственный деятель XIXвека. Он был главой МИДа Российской Империи при трёх императорах ровно 40 лет - с 1816 по 1856 год (абсолютный мировой рекорд по продолжительности пребывания на посту министра иностранных дел). Известен своей «самоотверженной готовностью стушеваться». А также небольшим ростом и крючковатым носом.
В квартире Нессельроде устраивались балы и приемы, на которых блистало всё высшее общество Петербурга, бывали писатели, дипломаты, чиновники и артисты. Вот только Пушкин не был вхож туда. Жена Нессельроде – Мария Дмитриевна – была дочерью министра финансов Гурьева. И она не любила поэта за эпиграмму против ее отца, которую Пушкину приписывали. Увы, сложилось так, что Мария Нессельроде впоследствии интриговала против поэта, была близка с Дантесом, и по некоторым свидетельствам современников именно ее интриги привели к дуэли.
С другой стороны, Пушкин приходил сюда работать в архиве. И вообще, Нессельроде был его непосредственным начальником. Ведь поэт после окончания Лицея служил в Коллегии иностранных дел (она впоследствии станет МИДом).
Ещё один обитатель здания – министр финансов Егор Францевич Канкрин, который пришел на смену Гурьеву. В отличие от Гурьева и Нессельроде, переселяться в казённые апартаменты Канкрин вовсе не желал и никогда об этом не мечтал. Каждое утро он ходил пешком из своей квартиры на набережной Невы и поднимался по богато украшенной министерской лестнице на второй этаж. Канкрин славился пунктуальностью и дисциплиной во всём. Экономия была его божеством.
Хотя у Канкрина и не было квартиры в этом здании, но был, естественно, свой кабинет в министерстве финансов. А рядом с ним было устроено небольшое помещение, где министр отдыхал в глубоком кресле и играл на скрипке. Сегодня и кабинет и закуток отреставрированы.
Канкрин славился пунктуальностью и дисциплиной во всём. Экономия была его божеством.
Но давайте вернёмся к зданию. Конечно, у такого грандиозного комплекса есть свои загадки и архитектурные секреты.
Секрет 1: Часть помещений министерства, прилегающих к арке, оставалась совсем без окон. Тогда Росси придумал хитрость – он спроектировал световые фонари на крыше. И с помощью специальной конструкции провел свет из них через два этажа. Конечно, такие фонари давали немного освещения. Но от полной темноты спасали.
Секрет 2: Если оказаться в так называемой Желтой столовой, которая замыкает анфиладу квартиры Нессельроде на втором этаже, там можно увидеть белую двустворчатую дверь. Она ведёт в небольшую треугольную комнату-закуток, и она находится в том самом остром носу «утюга», за который когда-то так бранили архитектора Карло Росси. Сегодня посетители музея могут ее увидеть.
Секрет 3. Огромные деревянные двери на фасаде здания, в том числе и те, через которые мы с вами попадаем в музей, это не что иное, как бывшие каретные проезды. Раньше через эти ворота кареты попадали в систему внутренних дворов, которых в здании было пять. Каждый из департаментов имел свой отдельный въезд, то есть свои ворота.
После того, как закончилось строительство корпусов всего комплекса, Росси начал создавать гигантскую 28-метровую триумфальную арку. Почему её построили последней?
Триумфальная арка высотой 28 метров была выстроена в последнюю очередь.
Потому что она опирается не только на устои, но и на боковые стены корпусов Главного штаба. Для этого надо было, чтобы здание успело осесть. Кстати, внутри этой арки до сих пор находится сложная система деревянных балок, которые держат всю конструкцию. Если вы зайдёте под арку, то станет ясно, что она здесь не одна. На Большую Морскую улицу ведет целая система арок, и они расположены под углом друг к другу. Но главная, конечно же, та, которая находится со стороны площади. Она является символом русской победы в Отечественной войне 1812 года.
В. Садовников.«Арка Главного штаба». На вершине - колесница, запряженная шестеркой лошадей, и богиня Ника.
Часы на арке главного штаба, связанные с именем Дмитрия Ивановича Менделеева, который был ученым-хранителем Главной палаты мер и весов.
Рядом на углу здания можно встретить очень симпатичный раритет – электрические часы, которые появились здесь в 1905 году. Со временем механизм часов износился, и к трёхсотлетию Петербурга Швейцария сделала нашему городу подарок – фирма «Мозер» отреставрировала их. Причём, как говорят, от старых часов осталась только надпись на циферблате – «Главная палата. Точное время». Механизм же полностью современный. Зато швейцарский. Старые механизм, стрелки и циферблаты часов были переданы в Метрологический музей, где их можно увидеть в рабочем состоянии в экспозиции.
Такая колоссальная постройка, как здание Главного штаба, не могла остаться в стороне от легенд и исторических анекдотов. Конечно, они есть. Вот одна из этих легенд: Когда строительство было завершено, Николай I сказал архитектору: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес». Дело в том, что по Петербургу ходили слухи – дескать, арка Главного штаба обязательно рухнет под тяжестью скульптурной группы наверху. Тогда Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на арку во время снятия лесов, и, если она упадёт, я упаду вместе с ней». Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку.
«А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес».
«Ваше величество, я поднимусь на арку во время снятия лесов, и если она упадёт, я упаду вместе с ней».
После революции разные пользователи у здания менялись слишком часто. Мало что осталось от прежней красоты и гармонии. Потолки белились, стены покрывались масляной краской, анфилады залов превратились в выгородки, – все это привело к почти полной утрате художественных росписей. Здание неоднократно восстанавливалось после пожаров. В блокаду сюда несколько раз попадали бомбы и снаряды.
Из бывшего казённого учреждения был сделан совершенно уникальный музейный комплекс.
В 1988 г. левое крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу. Но только через двадцать лет, в 2008 г. началась реставрация исторического здания.
Из бывшего казённого учреждения был сделан совершенно уникальный музейный комплекс. Застеклённые атриумы, световые фонари, колоссальные лестницы и вот эта сумасшедших размеров дверь в начале так называемой Новой Большой анфилады – всё это придумала и воплотила архитектурная мастерская Н.И. Явейна.
Тем, кого расстроил новодел внутри исторического здания, скажу, что всё историческое, что там было и оставалось на начало XXI века (и подлежало воссозданию), всё это было сохранено. Весь архитектурный «новодел» устроен в бывших внутренних дворах, которых, как известно, в комплексе насчитывалось целых пять. В итоге получились весьма замечательные атриумы.
Перед Эрмитажем действительно стояла сложная задача – максимально бережно восстанавливать здание и одновременно приспособить памятник к тому, чтобы здесь расположился современный музей.
Кстати, никогда это старое здание – творение Карла России – не было рассчитано на посещение большим количеством людей. Сегодня же одновременно восточное крыло Главного штаба выдерживает 25 тысяч посетителей.
Вот и я собираюсь в ближайшие недели наведаться в Главный штаб Эрмитажа. Так что, у нас обязательно появится вторая часть рассказа про это здание. На этот раз с интерьерами.